top of page

Д.Драйден, Г.Пёрселл 

Король Артур,

или Британский герой

Драматическая опера, 1691г.

 

Музыкальная академия

г.Познань

10 июня 2015г.

OPERA OMNIA, г.Москва
Международная барочная

оперная студия

Сентябрь 2018г.

“Не забывай, что всё - одна лишь видимость.”

 

“Король Артур” - сочинение Джона Драйдена и Генри Пёрселла в величественном жанре “драматической оперы”, в котором соединяется драматический театр, танец, вокальная и инструментальная музыка. В течение пяти действий развивается сюжет, где находят себе место и любовь, и сверхъестественные силы, и зарождение новой нации. Зрителя ждет захватывающее представление, полное волшебства, волнений, забав и благородных деяний.

 

Впервые “Король Артур” был инсценирован усилиями Томаса Беттертона, великого шекспировского актера, которого в своем дневнике высоко оценил Сэмюэл Пипс. Эта постановка была предпринята вслед за успехом “Диоклетиана”, первой “драматической оперы” такого рода, музыку к которой также сочинил Пёрселл, а текст - Ф.Бомонт и Ф.Массинджер. “Король Артур”, в котором Беттертон также исполнил заглавную роль, стал самой успешной оперой, представленной в Королевском театре Дорсет-гарден.
 

К нашему сожалению, в академическом музыковедении принят несколько упрощенный взгляд на развитие оперного жанра как на поступательное приближение к более позднему канону. По этой причине великолепный музыкальный жанр “драматической оперы” видится как несколько недоразвитый и пренебрежительно именуется “семи-оперой”, то есть полу-оперой. Мы, однако, не считаем, что драматический театр эпохи Реставрации и театральная музыка Пёрселла могут взаимно ослаблять друг друга. И для этого жанра, в котором сливается вокальное и разговорное действие, мы предлагаем более подходящее и воодушевляющее название - “двойная опера”!

Современный зритель, которому знакомы бродвейские и голливудские мюзиклы, может воспринимать этот барочный шедевр в привычных ему категориях, ведь в нем поднимаются вечно актуальные темы. Вопросы национального и культурного своеобразия, могущества любви, конфликтов между любовью и долгом (нынче известных как поиск баланса между личной жизнью и работой), встреч и переговоров с Другим, политическая и театральная видимость, поиск Истины - все эти темы исследуются увлекательно и с красотой.

Центральный сюжет “Короля Артура” - борьба за английский трон между бриттами, возглавляемыми Артуром, и саксами под командованием Освальда - традиционно разыгрывается в день св.Георгия, покровителя Англии. Самая знаменитая сцена - волшебное превращение места действия в Северный полюс, где Купидон пытается отогреть Духа холода. Затем следуют приключения в Зачарованном лесу, а завершается опера маской в честь Британии.

Либретто Драйдена сохранилось целиком, но не партитура Пёрселла - она была восстановлена по нотам из песенного сборника “Британский Орфей” и других источников того периода. Ноты для нескольких песен и хоров отсутствуют и поныне. В редакции Эндрю Лоуренса-Кинга музыка для этих номеров сочинена заново в стиле Пёрселла. Также в этой редакции подвергся сокращениям разговорный текст.

Т.Беттертон в роли Гамлета

РОЛИ

(в авторской реконструкции музыки Пёрселла и адаптированной версии пьесы Драйдена, автор - Эндрю Лоуренс-Кинг)

Бритты

Король Артур - разговорная роль

Конон, герцог корнуольский - разговорная роль

Эммелина, дочь Конона, невеста Артура - разговорная роль

Матильда, служанка Эммелины

Альбанакт, капитан гвардии - разговорная роль

Мерлин, волшебник - разговорная роль

Филидель, дух воздуха - сопрано и разговорная роль

Воин - тенор

Пастух и две пастушки - тенор и 2 сопрано

Хор британских воинов

Хор пастухов

Саксы

Освальд, король Кента - разговорная роль

Осмунд, волшебник - разговорная роль

Гримбальд, дух земли - бас и разговорная роль

Два жреца - тенор и бас

Две валькирии - сопрано и альт

Дух холода - бас

Купидон - сопрано

Две сирены - сопрано

Хор саксов

Хор замерзших людей

Хор Зачарованного леса

Маска о Британии

Эол - бас

Нереида - сопрано

Пан - бас

Венера - сопрано

Он - бас, Она - сопрано

Ком - баритон

Честь - сопрано

Хор бриттов

Д.Драйден

Г.Пёрселл

Д.Гаррик в роли Ричарда III

Узнать о постановке Международной барочной оперной студии (сентябрь 2018 г.) и о том, как подать заявку на участие, можно здесь.

Либретто Д.Драйдена (1691 г.) в редакции Д.Гаррика (1770 г.) находится здесь.

bottom of page